Объединяя анимационную индустрию.

Ассоциации анимационного кино исполнилось пять лет. В свой первый юбилей и в преддверии перевыборов руководящих органов Ассоциации, которые состоятся в рамках Суздальского фестиваля 18 марта 2017 года, мы решили поговорить с людьми, чье профессиональное самоопределение связано с анализом процессов, происходящих в анимационном сообществе все последние годы. Это наши кинокритики/ киноведы/журналисты, обитающие в сфере анимационного кино - Сергей Капков, Мария Терещенко, Лариса Малюкова и Павел Шведов.
В июне 2011 года состоялась встреча ведущих деятелей отечественной анимации с Владимиром Путиным ( который на тот момент был Премьер-министром РФ), основной темой которой стало обсуждение бедственного положения «Союзмультфильма». Однако на встрече обсуждались не только проблемы легендарной студии, но и состояние зарождающейся анимационной индустрии. Именно тогда нынешний Президент Ассоциации, генеральный продюсер ГК РИКИ Илья Попов предложил концепцию Российского дома анимации - уникального пространства, объединенного вокруг «Союзмультфильма», обеспечивающего как преемственность творческих достижений золотой поры отечественной анимации, так и возможности для развития и технологического перевооружения новых. Эта идея также обозначила необходимость создания единой организации, которая могла бы объединить отрасль и представлять ее интересы на государственном и международном уровне. Так появилась Ассоциация анимационного кино, регистрация которой как некоммерческой организации в Министерстве юстиции РФ заняла традиционные полгода.
«Создание единого консолидатора отрасли было вопросом времени.»
Ирина Мастусова
Исполнительный директор Ассоциации анимационного кино
«Идея профессиональной консолидации анимационного сообщества не нова. В конце 90-х годов аниматоры создали профессиональную ассоциацию как сообщество физических лиц, но просуществовала она недолго. Вероятно, по задумке она должна была выполнять функцию профсоюза. И нынешняя Ассоциация, объединяющая прежде всего продюсеров – студии, производственные компании, маркетинговые структуры, то есть работая с юридическими лицами - вынуждена нести на себе бремя самых разнонаправленных задач, потому что иной организации, которая бы представляла интересы сообщества и помогала его членам, просто нет.
Отстаивание бюджетных мест в Уральской ГАХА перед Министерством образования, эпопея с разработкой профстандарта художника-аниматора в Министерстве труда и соц. защиты, спасение современных мультфильмов от тотального запрета Роскомнадзором в Концепции по защите детей от вредной информации, Закон о рекламе, запрещающий показ рекламы в детских передачах и убивший детское кино, принятый Государственной думой, на работу с которым было потрачено несколько лет - подобные ситуации случаются сплошь и рядом, и все время приходится быть начеку. И даже если наши усилия не всегда достигают результата - зачастую это впрямую просто невозможно - в любом случае, нашу Ассоциацию знают, и ее позицию учитывают все регулирующие органы.

Самая сложная тема – это поддержка анимационного производства субсидиями Министерства культуры, без которых анимационная отрасль просто прекратила бы свое существование. В результате планомерной работы Ассоциации эта поддержка была зафиксирована в объеме 15 процентов от общего объема ежегодного финансирования кинопроизводства, и это, надеемся, только начало. Потому что нашу современную анимацию знают и любят дети и их родители во всем мире. Успехи отечественного кино за рубежом гораздо скромнее»
Учредителями Ассоциации анимационного кино стали 7 некоммерческих организаций: Союзмультфильм, Школа-студия «ШАР», «Фонд Юрия Норштейна», «Губерния», «Русский глобус», «Национальный детский фонд», Ассоциация индустрии детских товаров. 7 февраля 2012 года ААК была зарегистрирована Министерством юстиции, а спустя 3 месяца на крупнейшем анимационном кинорынке Европы в Аннеси (Франция) уже работал объединенный стенд российской анимации, впервые представивший международному индустриальному сообществу 15 российских анимационных компаний и около 40 проектов.
«Индустрия рождается на наших глазах, мы участники и свидетели новой анимационной эпохи в России»
Сергей Капков
Журналист, киновед, автор ряда книг и статей о театре, кино и анимации, руководитель Первой Национальной анимационной премии «Икар»
«Казалось бы, пять лет, а будто другая эпоха. В 2012 году мы подводили итоги 100-летия отечественной анимации, и никто серьезно не говорил о современных сериалах, а во всевозможных пресс-релизах, помню, то и дело появлялись слова о зачатках анимационной индустрии в стране. Мы радовались успехам авторской анимации и иронизировали в адрес тех же полных метров. Сегодня лично мне довольно трудно подсчитать количество новых студий и запомнить названия всех сериалов. Их безумно много. А в конкурсе Суздальского фестиваля-2017 впервые аж 8 полнометражных картин. Это хорошо. Количество обязательно перейдет в качество. У сериалов уже перешло. У зрителей, наконец, есть выбор - одни получают эстетическое удовольствие от анимации не для всех, другие фанатеют от бесконечных приключений полюбившихся героев "мульт-жвачек". Индустрия рождается на наших глазах, мы участники и свидетели новой анимационной эпохи в России.

Я всегда выступал за объединение. Я никогда не считал, что в одиночку можно добиться большего. Конечно, если ты кустарь и вырезаешь авторские игрушки из дерева - никто тебе не нужен. Но даже для того, чтобы работа у тебя была постоянно, всё равно нужен кто-то еще, кто будет поставлять тебе материалы, кто будет твои игрушки продавать, кто будет оберегать тебя от пожарных, полиции и санэпидслужбы. Шутка. Власть не любит и не умеет общаться с одиночками, к сожалению. Государство понимает только коллективные обращения по поводу нужд и проблем отрасли. И в этом отношении Ассоциация анимационного кино готова помогать, готова сотрудничать. Я снимаю шляпу перед руководством и маленьким коллективом ААК, которым очень непросто работать в условиях, когда это всё понимают единицы».



В течение первого года деятельности в состав Ассоциации вошло 38 юридических лиц. Также была сформирована Гильдия профессионалов, Президентом которой стал режиссер Сергей Меринов. Это то направление деятельности Ассоциации, которое должно решать профессиональные задачи режиссеров, аниматоров, других профессионалов отрасли, заниматься вопросами образования и поддержки членов. На базе гильдии еще в 2012 году был сформирован Художественно - экспертный совет из ведущих профессионалов отрасли. Несмотря на то, что ему не удалось сыграть свою роль – его будущее неизбежно еще впереди. Все мировые тенденции ведут к усилению роли саморегулируемых организаций, прообразом которой и является Ассоциация анимационного кино - как в организационном, так и в творческом аспекте.

Каждый год членами Ассоциации становятся новые студии и проекты, некоторые из которых вырастают в известные бренды, а некоторые сходят с дистанции, поскольку анимационное производство – процесс долгосрочный, трудоемкий и финансово затратный. Сейчас в ААК входит 40 членов – юридических лиц.

«Ассоциация стала для индустрии своеобразной точкой сборки: она дала возможность обсудить какие-то общие проблемы и сообща искать способы для их решения»
Мария Терещенко
Журналист, киновед, программный директор Большого фестиваля мультфильмов
«К 2012 году уже можно было говорить о том, что в России существует, если не полноценная анимационная индустрия, то хороший для нее фундамент. И эта ситуация развивалась довольно последовательно и динамично. В то же время полноценного понимания, в каком направлении нам стоит двигаться, какие шаги нужно предпринимать для того, чтобы развитие происходило более интенсивно, понятно не было. Ассоциация стала для индустрии своеобразной точкой сборки: она дала возможность обсудить какие-то общие проблемы и сообща искать способы для их решения. Подобные ассоциации существуют во всех областях во всех странах, и вопроса о том, нужна ли ассоциация, на мой взгляд, не стоит. Такого рода организации являются общепризнанным эффективным инструментом для решения определенного рода задач, которые возникают у каждого профессионального сообщества. Другое дело, что такие организации всегда рискуют превратиться в бюрократическую формальную институцию, поэтому ассоциация должна снова и снова задаваться вопросом, как сделать свою работу максимально эффективной и отвечающей на запрос меняющейся реальности».
За пять лет своего существования Ассоциация приняла участие более чем в 60-ти лицензионных и кинорынках, было проведено около 30-ти конференций и круглых столов, в том числе на международном уровне. Было предпринято первое в истории исследование анимационной индустрии.
Ассоциация организовала больше 400 благотворительных показов анимационного кино, провела 8 благотворительных аукционов, вся выручка от которых была направлена на нужды ветеранов анимации.
Ассоциация выступала инициатором и участником встреч с первыми лицами государства и руководством министерств и ведомств.

«Российская анимация - и это тоже стало почти тривиальным фактом - продается чуть ли не втором месте после сырья, и по всем странам и континентам».
Лариса Малюкова
Кинокритик, журналист
«За пять лет отрасль изменилась кардинальным образом. В особенности та сфера анимации, которую мы именуем индустриальной. Геометрически выросло число сериалов и полнометражных картин. Это общеизвестно. Российская анимация - и это тоже стало почти тривиальным фактом - продается чуть ли не втором месте после сырья, и по всем странам и континентам. При этом разрыв между авторской анимацией и индустриальной остается огромным. Да и взаимоотношения студий и продюсеров следует развивать и укреплять.

В рывке нашей анимации, в том числе и в ее продвижении, главная заслуга продюсеров. Но и роль ААК я бы не преуменьшала. Главная заслуга Ассоциации - в консолидации всей отрасли. И если это центростремительное движение реализовано не полностью, то это сами продюсеры тормозят процесс. Многие надеются исключительно на себя. Тогда как лоббистские интересы значительно легче отстаивать сообща.

Кроме того, ААК занимается исследованиями отрасли, инициирует и проводит различного рода конференции, организует участие студий в анимационных и кинофорумах, смотрах. Развивает деловые программы продвижения анимации, как на внутренний, так и на международный рынок.

Это важно. Это действительно более эффективно. И государственным органам легче иметь дело с одной консолидированной организацией, нежели чем с разрозненными группами "по интересам". В то же время следует отметить недостаточное внимание, которое ААК уделяет авторской анимации. Ее взаимоотношениям с индустриальной»
С 2012 года Ассоциация выпустила 5 Каталогов актуальной российской анимации, которые включают в себя всю информацию о выпущенных за год проектах. В этом году Ассоциация готовит выпуск очередного, шестого каталога анимационных фильмов.
Сейчас идет подготовка к участию в Открытом фестивале анимационного кино в Суздале, во время которого пройдут выборы Президента и нового Правления. Впереди нас ждут - фестиваль нового формата «Мультимир», впервые прошедший в канун дня защиты детей в прошлом году, и традиционный КРОК; успевший стать родным кинорынок в Аннеси, и кинорынки/лицензионные саммиты Москвы и мира.
Ассоциация продолжает деятельность в области просветительства и анимационного образования – как и в предыдущие годы, в регионах пройдут благотворительные анимационные показы и мастер-классы от профессиональных аниматоров. Совместный проект Ассоциации анимационного кино и Национального детского фонда «Школа Мульттерапии» помог людям по всей стране повысить свою квалификацию, открыть собственные анимационные студии, причем все слушатели проекта получили дипломы о повышении квалификации государственного образца от партнера проекта – Высшей школы экономики. Это совершенно беспрецедентная история.

«Разнообразие анимации в стране, особенно в ее индустриальном – полнометражном и сериальном - воплощении привело к появлению саморегулируемой организации, которая стала аккумулировать позиции аниматоров и лоббировать интересы отрасли в диалоге с государством и обществом».
Павел Шведов
Историк анимации, кинокритик, программный директор фестиваля «Бессонница»
«Если пытаться проследить какие-то существенные изменения в российской анимации за последние пять лет, то, наверное, основным будет появление Ассоциации анимационного кино. Разнообразие анимации в стране, особенно в ее индустриальном – полнометражном и сериальном - воплощении привело к появлению саморегулируемой организации, которая стала аккумулировать позиции аниматоров и лоббировать интересы отрасли в диалоге с государством и обществом.

Возможно, не все мультипликаторы до сих пор осознали необходимость существования и позитивное влияние коллективной организации, мнение которой зачастую становится основополагающим для принятия стратегических решений в области регулирования и развития анимационного кино. Причем, деятельность организации не зациклена лишь в пространстве страны, но с самого начала ААК начала активно продвигать российскую анимацию на зарубежных площадках.

Второе значительное изменение за последние годы – качественный рывок в признании российской анимации зарубежной аудиторией – также, на мой взгляд, связан с планомерной работой Ассоциации по пропаганде и продвижению творчества отечественных мультипликаторов. Организация павильонов на кинорынках, стенды на фестивалях, помощь в организации поездок аниматоров на киносмотры – все это создает дополнительные стимулы для успеха наших анимационных фильмов по всему миру.

Конечно, каждый из режиссеров или продюсеров может самостоятельно пропагандировать свое творчество. Но когда им на помощь приходит коллективный игрок, который представляет многогранную российскую анимацию, то сомнения в жизнеспособности отечественной мультипликации отпадают сами собой».
Ассоциация анимационного кино
© 2017 All Rights Reserves
Facebook | www.aakr.ru
Made on
Tilda